Челябинск Общество Происшествия Экономика
Кому работодатель не вправе отказать в отпуске за свой счет
Некоторые сотрудники могут взять отпуск без сохранения зарплаты независимо от согласия работодателя. Продолжительность отдыха зависит от основания и категории работника.
Пенсионерам по старости положено до 14 календарных дней такого отпуска в год, людям с инвалидностью — до 60 дней. При рождении ребенка, регистрации брака или смерти близкого родственника работодатель обязан предоставить до пяти дней.
Участники Великой Отечественной войны могут взять до 35 дней в год. До 14 дней положено родителям и супругам военнослужащих и некоторых других сотрудников, погибших при исполнении обязанностей. Отдельные ветераны боевых действий, в том числе участники СВО, могут получить до 35 дней при соблюдении установленных условий.
Родственникам военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и добровольцев, получивших ранение или заболевание, предоставляют до 35 дней для ухода за ними. Близким погибших военнослужащих — до 14 дней.
Для работников, совмещающих работу с учебой в вузе, предусмотрено до 15 дней на промежуточную аттестацию, до четырех месяцев на подготовку и защиту диплома и месяц на итоговые экзамены. Пострадавшим от чрезвычайных ситуаций положено до пяти дней.
Дополнительные основания могут быть закреплены в коллективном договоре. Например, он может предусматривать до 14 дней в удобное время для работников с двумя и более детьми младше 14 лет и одиноких родителей детей этого возраста.